Не буду устраивать глубокий исторический экскурс, хотя и можно было бы, но ни желания, ни времени на это у меня нет. Если коротко, то:
Во времена, не обязательно дореволюционные, когда в силу ряда причин, отнюдь не только и не столько "рабского мышления", в стране устанавливался определенный политический строй(или анархия), люди вынуждены были выживать. О "развитии личности" вопрос, как правило, не стоял. У людей, не проявлявших никаких интересов, особенно. В "сытом" обществе, я совершенно согласен, ситуация другая.
Balk указал довольно широкий возрастной диапазон. Все же 10 лет и 14-разница существенная, не говоря уже о более позднем возрасте. Если уж так разбираться, то для абсолютного большинства детей даже учебный процесс в школе-"насилие". Они не хотят учиться. И если бы обучение в школе не являлось практически неотъемлимым этапом в жизни современного человека, фиг бы с два они в эту школу ходили. Значит ли это что им "неинтересно преподают", "не так объясняют", "не умеют заинтересовать"? Отчасти да, безусловно. Но не только.
Ребенок берет то, что может получить легко и без усилий(хотя это и не только детей касается, но у взрослых все же больше опыта и понимания, что за все надо платить, иногда и потрудившись), такими же скоротечными, зачастую, оказываются и его "интересы". Не у всех, конечно, но в основном так. Зачастую маленький человек весьма поверхностно представляет себе какую-либо сферу деятельности, чем она является в действительности и что там происходит. И пока он не вникнет достаточно, трудно судить, "его" это или нет. Это все равно что делать выводы о фильме по названию или обложке.
Есть хорошее выражение: "талантливый человек-талантлив во всем, верно и обратное". Так вот, если несколько видоизменить эту фразу, можно сказать так: "умный человек может проявить свой ум в разных направлениях", не обязательно это должно быть какое-то там "призвание свыше". На практике, как раньше, например, "заинтересовывали" детей, расскажу из своих наблюдений. Чинит, скажем, отец машину и говорит-"принеси такой-то ключ", "помоги снять то-то" и попутно рассказывает про то, как устроена машина, назначение отдельных ее элементов.
Это заинтересовывание или навязывание? Примерно так же можно поступить и с "электроникой". И все равно, по-хорошему, специалиста такой подход не растит. Если проводить аналогии, это будет уровень "прогреваста" или, в лучшем случае, "мастера", который может что-то починить(не всегда), но как работает устройство-не понимает. Обычная для этого форума история, не так ли? Почему так происходит? Человеку неохота вникать и разбираться, получил деньги, пошел "играть"-в гаджеты или свои "взрослые игры", зависит от возраста.
К чему я веду-не нужно во всем потакать ребенку и бесконечно ждать, пока он соизволит проявить свои "интересы". Особенно, когда такому ребенку уже порядочно лет. Я не спорю, если ребенок сам интересуется чем-то, кроме безделья -это прекрасно. Ну, а как быть, если нет, до каких годов ждать и сколько водить вокруг этого ребенка хороводы? Заодно можно вспомнить про целые родовые "династии" в различных сферах деятельности. Это что, все люди "сломанные об колено"? К примеру, небезызвестный многим доктор Мясников мечтал стать...водителем. На что ему его родственник(не помню точно, отец или дед) сказал: "станешь хорошим врачом-будешь и машину водить".
Вспоминая школу, был у меня один одноклассник, который совершенно не разбирался в физике и, можно сказать, ненавидел этот предмет. И вот сложилась такая ситуация, что ему необходимо было сдавать экзамен, сначала в школе, а позже и в институт. Соответственно, вопрос стоял так-либо он экзамен сдает, либо остается на второй год. Я обещал помочь, объяснить, как выводится та или иная формула, с решением задач. Но человек не особо верил в свои силы. В итоге, он сдал экзамен, а примерно через год после окончания школы я встретил его, выходя из троллейбуса, причем даже не узнал сразу, он меня остановил, поздоровался и сказал: "Ты был прав, достаточно было приложить усилия, посидеть за учебниками, и я во всем разобрался. Оказалось, все не так уж и сложно".
Как это нередко бывает, когда начинаешь разбираться в предмете, который изначально считаешь как бы "не своим", становится интересно. Так получилось и с ним-он увлекся "ненавистным предметом", поступил на соответствующий факультет и позднее стал работать преподавателем.
Не все можно и нужно представлять "как игру", сделать обучение легким и приятным, без усилий и по щелчку пальцев. Так и не все, что ребенку неприятно и неугодно делать, обязательно исключать из его жизни. Большинство детей абсолютно заурядны, как бы ни хотелось нам верить в "нераскрытые таланты"-обычно действительно талантливых людей видно сразу, недаром существует поговорка, которую я выше привел. И попросту не хотят учиться чему-либо серьезно. Когда дело доходит до логарифмов, первообразной, интегралов и более "тонких материй", им становится скучно. А зачастую и гораздо раньше. Не могут ни предложение без ошибок написать, ни сложить-вычесть-умножить без калькулятора. Вот они, "издержки" затянувшихся поисков их "таланта".
А что касается отставания страны во многих областях-это следствие того, как были расставлены приоритеты. Мы все время либо воевали с кем-то, либо готовились воевать. "По новым данным разведки, мы воевали сами с собой"-из песни слов не выкинешь. Так и получилось в результате. Колоссальные успехи в оборонной промышленности, обернулись закономерной "просадкой" в других областях, на которые не было направлено такого пристального внимания руководства страны. Но образование и сами выпускники школ и институтов, были гораздо сильнее, чем при нынешней системе-это факт.
Если человеку с детства "не докучать моралью строгой" и "ничего не навязывать", то в итоге он будет "руками есть мясо сырое-и на первое, и на второе". А не станет талантливым инженером или математиком. Потому что большинство детей, да и людей постарше, дай им свободу выбора и деньги(родительское обеспечение, в случае ребенка), будут бездельничать и развлекаться. Вот поэтому есть определенные этапы, которые ребенок, как незрелый член общества, не способный пока еще понимать и принимать осознанные решения, должен пройти, даже если ему это и не особо нравится.
|