К сожалению, изменить существенно ситуацию вряд ли удастся. Объясню почему. Обычно покупатели не обращаются с жалобами, если стоимость купленного товара небольшая. Поэтому проблемы с "шимками" не существует для контролирующих организаций. Должно быть большое количество подтвержденных обращений, чтобы эти организации проявили интерес к вашему вопросу. А обращений этих нет в достаточном количестве, по сравнению с прочими, по причинам, указанным выше. Получается замкнутый круг. И все это даже не учитывая бизнес-лобби продавцов. А, собственно, почему его не учитывать?
Andrey Bogdanov (Doc) писал(а):
Да все законы уже давно есть. Пользоваться просто надо, а это бывает муторно.
Лучше, пожалуй, и не скажешь. Полностью согласен.
Далее о законах, мнение юриста и комментарии. Возможно людям, которые не в курсе дела, чем-то будет полезно. Если эта информация вам излишняя, вы и без того все знаете, то листайте в самый низ.
Несколько лет назад хотели внести поправки о кратной компенсации, в случае продажи бракованного товара. Бизнес выступил резко против-мол, и так законы "сильно перекручены" в пользу покупателя. Купит человек ноутбук за двадцать тысяч, сдаст обратно за сто тысяч, как бракованный-непаханое поле для махинаций. В результате закон не прошел.
Вообще, говоря о законах, важно понимать, куплен товар потребителем(для личного пользования, семьи, домашних нужд, НЕ для предпринимательской деятельности) или юридическим лицом.
Наказывать особо упертых жуликов можно и нужно. Пусть и не так прямо, как хотелось бы. Я никогда не имел дел в больших объемах с интернет-магазинами, но в свое время задавал знакомому юристу похожие вопросы. Он сказал мне буквально следующее-или спиши в убыток и забудь(заложи в стоимость товара/услуг) или пробуй проучить несговорчивого продавца через экспертизу и суд. Понятно, желательно иметь видеосъемку и свидетелей(сотрудников), в каком виде к вам пришел товар.
"Припаял-купил"-проблема доказать в суде, что товар был изначально ненадлежащего качества. Видео с тем, как вы паяли-не является "железным" доказательством, тут только добрая воля и адекватность продавца. "Открыл коробочку-купил"-зачастую, невозможно воспользоваться/убедиться в надлежащем качестве товара, не вскрыв упаковку. При возврате товара с недостатками, вы не обязаны возвращать его в товарном виде - такого требования в законе нет. Независимо от того, в каком виде вы возвращаете товар с недостатками, вам должны вернуть деньги за него полностью, не допускается производить какие-либо вычеты из цены товара.
По поводу "обычных мастеров"(и необычных тоже)-если магазин вас "посылает", а сумма ущерба для вас критична, либо вы из принципа решили этот магазин наказать, то отправляете претензию ценным письмом, с уведомлением о вручении на юридический адрес контрагента(данные в чеке/накладной), можно продублировать и на фактический. Подробности и правила составления претензий легко найти в любом поисковике. Далее, если продавец "отморозился"- суд и экспертиза. Только помните, что виновным в порче товара могут признать и вас, тогда весь этот "банкет" будет за ваш счет.
За чей счет доставка-если товар весит более 5 кг или любого веса, но крупногабаритный, то доставка за счет продавца. Либо он обязан компенсировать эту доставку. Но не ваш проезд. При этом закон устанавливает обязанность продавца доставить товар не в любых, а только в следующих случаях: для ремонта, уценки, замены и возврата их вам. Вы можете расторгнуть договор купли-продажи, и потребовать у продавца, помимо суммы, оплаченной за товар, компенсации убытков, в которые входит и доставка товара. Если вы не подпадаете под понятие "потребитель" и в договоре не оговорили эти моменты, обратите внимание на статьи 475 и 518 ГК РФ.
Законы уже предусматривают возможность возврата товара, без необходимости лично отвозить его продавцу, получив при этом компенсацию как за сам товар, так и за доставку. Но не во всех случаях, когда мы этого захотим, а только в определенных. И в спорном случае, когда договориться не удается, экспертизы не избежать. В итоге, что можно попробовать сделать-поднять большой шум, составить коллективное обращение в контролирующие организации. Если вам удастся привлечь внимание этих организаций, вполне возможно вам скажут, мол, законы-то все есть, что вы КОНКРЕТНО требуете. И на следующем этапе, если все-таки до него доберетесь, вы столкнетесь с бизнес-лобби, это самое сложное, по понятным причинам. Идея хорошая, но прежде чем менять правила игры, неплохо бы определить состав игроков, в том числе и команды, играющей против вас. Призыв, как я понимаю, уже кинут, желаю удачи на этом пути, хотя и надежды мало.